Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет педагога-психолога предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации.
Кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- консультативная;
- диагностическая;
- зона хранения документации и архива;
- коррекционно-развивающая (тренинговая (игровая) зона);
- психологической разгрузки (релаксации);
- уголок сенсорного развития.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на планшетах (стендах): в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована доской, мольбертом, учебными пеналами, детскими столами.
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не является перегруженным, т.е. соответствуеть требованиям необходимости и достаточности в оснащении пособий, игр, тренажеров. Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.
Диагностическая зона оснащена специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования ребенка.
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности воспитанников.
Содержание музыкальной развивающей среды ориентировано на основные виды деятельности дошкольника, усложняющиеся по возрастам, и имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области.
Музыкально-ритмические движения и театральная деятельность проходит в активной зоне музыкального зала.
Для организации театрализованной деятельности и драматизации создана костюмерная, в которой имеются наряды для взрослых и детей (с учётом возрастных и гендерных особенностей), шапочки-маски, всевозможные парики, головные уборы.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В МБДОУ ДС №32 "Дружные ребята" функционируют 10 групп компенсирующей напарвленности для детей с ОВЗ: 6 групп для воспитанников с нарушениями зрения(слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием), 2 группы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы для воспитанников с расстройствами аутистического спектра.Оснащенность помещений учреждения развивающей предметно- пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей конкретной нозологии.
Функциональное использование:
Непосредственно образовательная деятельность.
Проведение режимных моментов, игровой деятельности.
Самообслуживание, трудовая деятельность.
Самостоятельная творческая деятельность.
Дневной сон.
Оборудование и оснащение:
Детская мебель, стульчики, столы, спальная мебель.
Игровые модули для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровая мебель.
Книжный и природный уголок, уголки изобразительной деятельности, патриотического воспитания, экспериментирования, физического развития, театрализованные. Конструкторы, дидактические и настольно-печатные игры.
Методические пособия в соответствии с возрастом детей.
Стол воспитателя, методический шкаф (полка).
Функциональное использование:
Образовательная и коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ:
индивидуальная работа с детьми;
проведение игровой деятельности;
самостоятельная детская деятельность;
наблюдения и труд в природе.
Оборудование и оснащение:
На каждом прогулочном участке имеются крытые веранды с деревянным полом, скамейками по периметру, песочницы, оборудование для стимулирования двигательной активности детей, малые архитектурные формы для самостоятельной детской игровой деятельности.
Наличие оборудованных библиотек
· Книги для педагогов (методическая и справочная литература).
· Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
· Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Наличие оборудованных объектов спорта
В МБДОУ детском саду № 32 "Дружные ребята" созданы условия для физического развития и организации полноценной двигательной деятельности дошкольников, с ОВЗ и детей -инвалидов, повышения функциональных возможностей детского организма. В наличии имеется физкультурный зал и спортивная площадка, оснащенные как стандартным, так и нетрадиционным оборудованием, которое соответствует всем требованиям СанПин.
Для организованной образовательной деятельности с детьми в физкультурном зале имеются простейшие тренажеры, мягкие модули, шведская стенка, гимнастические скамейки, баскетбольный щит, массажёры, маты, обручи и мячи разных размеров, гимнастические палки, скакалки, координационная лестница и разнообразное нетрадиционное физкультурное оборудование для развития зрительно-моторной координации у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Спортивная площадка расположена на территории дошкольного образовательного учреждения. Имеет мягкое покрытие.
Функциональное использование:
Проведение занятий физической культурной на воздухе; подвижных и спортивных игр; праздников и развлечений с детьми и родителями (законными представителями) на улице.
Оборудование и оснащение:
Имеются стойки с волейбольными кольцами, теннисный стол, прыжковая яма с песком.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ имеются следующие средства обучения : печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях; наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды); учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.); тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» имеет доступ к сети интернет, официальный сайт — https://ds32-staryj-oskol-r31.gosweb.gosuslugi.ru/
электронную почту — dou32@so.belregion.ru.
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети в ДОУ доступны педагогам, а также инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная база МБДОУ ДС №32 "Дружные ребята" оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
В МБДОУ ДС №32 "Дружные ребята" имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - 100 Мбат/сек. Количество локальных сетей -1 Общее количество компьютеров - 10 ; принтеров - 6 ; МФУ - 1 ; мультимедийная установка - 1; музыкальный центр -1 Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды имеют доступ к информационно-коммуникационным системам, которые используются педагогами в образовательной и коррекционно-развиивающей работе.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
https://disk.yandex.ru/i/cvyXfr3Sn35nvQ
МЕДИАТЕКА ЭОР В ДОУ
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД: методическая литература по программе «От рождения дошколы» по всем образовательным областям; методическая литература по направлениям; методическая литература по освоению ООП; детская литература.
2. «ПОЗНАЮ МИР»: электронные пособия; презентации; виртуальные экскурсии; фото-видеоматериалы; звуковое оформление на CD-дисках; информационные материалы; онлайн-викторины, игры, шарады; сказки, мультфильмы тематические и др.
3. «ГОВОРИЛОЧКА»: CD или МР3 диски без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики и для адаптации детей, а также для автоматизации разных групп звуков и др.
4. «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»: CD или МР3 диски - песни, сказки, виртуальные экскурсии по картинным галереям, видеоуроки продуктивной деятельности и др.
5. «ФИЗКУЛЬТУРКА»: CD или МР3 диски – веселая зарядка, презентации, фотогалерея – виды спорта, информационные материалы и др.
http://school.edu.ru Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей дошкольно-школьного возраста.
http://www.niisv.ru Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания
http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных образовательных организаций.
www.prosv.ru -ОАО «Издательство «Просвещение»
www.tc-sfera.ru – Издательство «Творческий Центр Сфера»
www.doshcolniki.ru – разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород (директор Ю.А. Лебедев, д.ф.н., профессор, академик РАО) совместно с Институтом социального конструирования г.Москва (президент А.Г.Асмолов, д.пс.н., профессор, академик РАО). С помощью портала можно обмениваться мнениями с коллегами, специалистами и родителями, представлять педагогической общественности свои проекты, получать консультации квалифицированных специалистов, наиболее эффективно управлять педагогическим процессом.
http://tanja-k.chat.ru Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).
http://www.danilova.ru Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.
http://edu.rin.ru/preschool/index.html Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.
http://www.kindereducation.com «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей»
http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.
http://www.belmama.ru/ – Образовательный портал для родителей и педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Входные ворота в здания МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- Входные ворота в здания МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- Для входа в здание имеются стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников
- Дверные проемы расширены, ширина дверных проемов и высота порогов дверей в здании ДОУ не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасной противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов.
- Все помещения в здании ДОУ промаркированы знаками доступности маршрутов
-
С педагогами и сотрудниками ДОУ проводится разъяснительная работа по вопросам организации условий доступности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеются специальные Методические рекомендации для инструктажа сотрудников по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Для входа в здание имеются стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников - Дверные проемы расширены, ширина дверных проемов и высота порогов дверей в здании ДОУ не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасной противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов.
- Все помещения в здании ДОУ промаркированы знаками доступности маршрутов
С педагогами и сотрудниками ДОУ проводится разъяснительная работа по вопросам организации условий доступности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеются специальные Методические рекомендации для инструктажа сотрудников по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Представление информации на сайте ДОУ в сети «Интернет» имеет возможности увеличения и просмотра страниц сайта инвалидами по зрению.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению:
адаптация официального сайта детского сада в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.
Перед входом в детский сад имеется контрастная разметка( линия желтого цвета), указывающая границы начала ступеней. Лестницы в холлах имею выделенные желтым цветом перую и последнюю ступени в каждом лестнисном марше.
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В групповых помещениях создана специальная предметно-развивающая среда с учетом направленности компенсирующей группы и нозологии детей с ОВЗ, посещающих конкретную группу: для обучающихся с нарушениями зрения, для обучающихся с расстройством аутистического спектра, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Для организации коррекционных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья оборудованы кабинеты: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированных образовательных программ для дошкольного образования.
Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютеры.